Яма (Yama)
Воздержание; пятью формами Воздержания являются воздержание от:
причинения вреда,
лжи,
стяжательства,
[излишней] чувственности
алчности
Воздержание приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним. Когда говорят о четвертом воздержании, обычно делают особое ударение на сексуальном поведении. Эти пять принципов должны пониматься как воздержанность от загрязняющих мыслей, слов и поступков.
Результатом успешной практики пяти форм Воздержания являются отсутствие какой-либо враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого, развитие силы и воли, требуемых для обучения йоге, подлинное понимание сути событий и внешних обстоятельств.
Существует распространенное убеждение в том, что человек, овладевший пятью формами Воздержания, не беспокоится ни о чем, за исключением последствий своих собственных возможных глупостей и ошибок.
Нияма. Пять «обрядов», внутренних ритуалов человека. Они включают в себя чистоплотность тела и разума, удовлетворенность, совершенствование тела (тапас), самоизучение (свадхьяя), и внимательность, или чистоту разума (прасадана).
Успешное отправление этих пяти требований приводит к
(1) хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я (атмы);
(2) высшей форме удовлетворенности;
(3) достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств;
(4) связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами;
(5) власти созерцания (самадхи).
Асана (Asana)
Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.
Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы, четыре (иногда шесть) из которых особенно рекомендуются для использования в медитации. Если западный ученик предпочитает при этом сидеть на стуле, не существует каких-либо возражений против этого, однако для спокойной позы сиденье должно быть жестким и располагаться на такой высоте, чтобы нижняя линия бедер была строго горизонтальной, что позволяет нижней части ног правильно поддерживать вес верхней части ног и ягодиц. Руки должны вертикально опускаться от плеч до локтей, а ладони — лежать на бедрах в удобном положении, в соответствии с длиной рук. Брюшная полость должна быть поджата; плечи без напряжения развернуты назад, обеспечивая максимальную свободу легким; шея и голова должны быть выровнены по воображаемой линии, как если бы человека подтягивало нечто сверху. Таким образом, человек должен сидеть прямо, а не опираться на стул; без жесткой натянутости тела, но скорее в максимальном расслаблении, которое постепенно становится полным, по мере того как достигается равновесие мышц шеи и спины (в большинстве случаев в обычной жизни нагрузка этих мышц распределена неравномерно), и это равновесие входит в привычку и больше не требует напряжения.
Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана.
Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения — в некоторых случаях всего лишь несколько секунд. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы, так что практикующий может самостоятельно разработать те их модификации, которые наиболее пригодны именно для него.
Пранаяма (Pranayama)
Регуляция дыхания; управление и правильный подход к процессам вдоха и выдоха. Это означает приостановку дыхания только в той степени, в какой можно называть остановками его задержки после полного вдоха и полного выдоха; однако это не полная остановка дыхания — в противном случае не имело бы смысла говорить о вдохе и выдохе. Выдох, вдох и состояние покоя, задержки, являются тремя моментами, которые требуют регуляции по их характеру, продолжительности и пропорциональности. Пропорциональность означает взаимное отношение продолжительности всех трех этапов дыхания. Наиболее часто встречающейся пропорцией является одна единица времени для вдоха (пурака), четыре единицы для задержки воздуха (кумбхака) и две единицы времени для выдоха (речака), однако Патанджали не упоминает о соотношении 1:4:2 или какой-либо другой пропорции, предлагая практикующим определить свой собственный стандарт, обеспечивающий наибольшее удобство и результативность. Что касается вопроса продолжительности этой единицы времени, необходимо рассмотреть систему его измерения. В прежние времена — и иногда сейчас — наиболее употребимой единицей времени (матра) для измерения продолжительности стадий дыхания было время, необходимое для того, чтобы три раза поднять руку над коленом и не торопясь щелкнуть пальцами. В переводе на привычные современные единицы измерения времени это составляет около 3 секунд. После непродолжительной практики ощущение продолжительности выбранной единицы времени становится у практикующего автоматическим. В санскритской философской литературе упоминается также более мелкая единица времени под названием секунда, или мгновение (кшана), которая обычно считается равной четверти промежутка времени, необходимого для мигания глазом; однако, она не используется непосредственно в пранаяме. Патанджали не дает никаких предписаний относительно единиц измерения и продолжительности стадий дыхания. Он только отмечает, что цикл дыхания должен быть долгим, то есть более продолжительным, чем обычно; и — в связи с характером его течения — оно должно быть красивым, то есть дышащий не должен возмущать окружающий внешний воздух, должен обладать здоровым телом и пребывать в спокойном состоянии, с тем чтобы максимально обнажить свой внутренний свет и достичь ничем не отвлекаемой практики умственной концентрации.
Контролируемая циркуляция праны в организме человека в процессе управляемого дыхания. Практика имеет четыре стадии: вдох (пурака), остановка дыхания на вдохе (пурака кумбхака), выдох (речака) и остановка дыхания на выдохе (речака кумбхака). Кумбха означает кувшин, который может быть пуст или полон, в связи с чем существует термин «кувшинное дыхание». При выполнении упражнений имеет значение безукоризненное владение техникой и знания ми о возможных осложнениях. Учитывается возраст, состояние здоровья и подготовленность адепта. Опытный наставник рассказывает ему о правильном питании, позах, продолжительности каждого этапа и других условиях занятий. Ошибки могут привести к тяжелым последствиям.
Пратьяхара (санскрит) Отрешенность. Абстрагирование. Уход в себя. Интроспекция. Непривязанность к внешнему миру и внешним раздражителям. В этом состояний адепт может заниматься духовной практикой в любых условиях.
Дхарана (Dharana)
Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он при этом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяет этому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранном направлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.
Разум следует рассматривать как состоящий из двух отделов: (1) низший ум (читта), подобный мастерской, наполненной различными орудиями и материалами (знаниями и воспоминаниями), который обычно пребывает в активном процессе течения мыслей и порождения ассоциаций; и (2) более высокий мыслящий разум (манас), который подобен человеку в мастерской, создающему нечто новое, комбинируя имеющиеся в его распоряжении предметы. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.
Человеку, стремящемуся добиться успешной практики концентрации, могут помочь следующие советы:
Представляйте объект в некой естественной среде, например, розу в вазе на столе или растущей на кусте, — а не плавающей в воздухе. Не сосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь просто смотреть или видеть его.
Рассматривайте все свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием, и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться, а покоящемуся — пребывать в покое.
Вспоминайте все, что вы знаете об объекте, но не думайте об этой информации в направлениях, отличных от ее связи с объектом — например, если объект есть кошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но не переходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходите в своих мыслях дальше коровы.
Делайте свое сосредоточение хладнокровным, очень спокойным — без малейшего напряжения в теле или разуме.
Если в ваш разум вторгаются посторонние мысли и ощущения, не огорчайтесь, что это происходит, просто напоминая себе о том, чем вы заняты. Посторонние мысли уйдут сами собой, если вы не будете уделять им внимания; их нельзя изгнать или подавить насильно.
Целью практики является повышение силы внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором возможно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние разума (в противоположность обычному процессу, в котором мысли неконтролируемо протекают и в направлении объекта, и прочь от него); концентрация является надежной основой для эффективного мышления и медитации.
Дхьяна (Дхиана, Dhyana)
(санскр.) – поглощённость, форма медитации.
Врата, или Инструмент Праджны, Трансцендентной Мудрости. Ее можно считать более высокой функцией сознания вне сферы методик теперешней западной психологии. Часто переводится как «медитация», но это обманчиво, так как медитация (размышление) большей частью имеет дело с каким-то содержанием, тогда как Дхьяна есть Путь Сознания, который превосходит содержание.
Довольно часто понятие Дхьяна используется в значении «медитация», то есть продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль. Она представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации — усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Наполненное течение мыслей подразумевает, что воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме. При желании можно использовать стандартные умственные ассоциации, или «пути мыслей»; в этом случае человеку следует сформулировать и ответить на вопросы по следующим схемам:
(1) В сравнительном отношении, какие другие объекты относятся к тому же типу или классу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта?
(2) Каковы части объекта и какие его функции они выполняют; частью какого большего объекта он является?
(3) Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым; какому большему объекту присуще каждое из этих качеств?
(4) Какие примечательные ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?
Практика медитации может начинаться с простых конкретных объектов, затем переходить к сложным конкретным объектам, затем к простым абстрактным, и в конце концов — к сложным абстрактным.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.
(санскр.) – сосредоточение; качество медитации.
Экстатическое состояние, при котором индивидуум пробуждается к какому-то более или менее трансцендентному уровню. Может повлечь за собой, а может и не повлечь состояние транса. Есть несколько степеней Самадхи. Это средство перекрестного соотнесения между разными уровнями сознания, ни в одном из которых сознание не проявляется в одной и той же форме. Значение термина Самадхи не отличается резко от значения Дхьяны, за исключением того, что Дхьяна есть Врата к Праджне — Трансцендентной Мудрости, тогда как есть меньшие виды Самадхи, которые открывают Врата уровням сознания в принципе ниже Трансцендентной Мудрости.
Глубокое сосредоточение сознания во время медитации, ведущее к Освобождению.
Глубокий уровень управляемой медитации. Практика глубочайшего погружения внутрь себя. Например, войти в Самадхи; или, иногда, находиться на уровне Самадхи.
(санскрит) Транс. Подвижничество. Погружение в свой внутренний мир, интроспекция. Сосредоточение. Созерцание. Освобождение. В йоге — высшее состояние сознания (йога Патанджали, аштанга-йога). Великое самадхи (махасамадхи) — высшая форма транса, заканчивающаяся смертью тела. Различают две основные стадии самадхи. На первой (сампраджнята-самадхи) в сознании присутствуют кармические семена, которые в определенных условиях прорастают, порождая новые семена. На второй стадии (асампраджнята-самадхи) в процессе духовной практики семена уничтожаются, сжигаются, исчезают. Очищенное (нирбиджа?) сознание переходит на интуитивный способ мышления. Слова и символы отсутствуют, все становится неописуемым. Личность адепта по окончании состояния транса гармонизируется, могут обнаружиться сверхъестественные способности. Известны случаи спонтанного самадхи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий