Вторая ступень - Нияма


Итак, первая ступень йоги - Яма изучена, но она не является полной без второй ступени, которая ее дополняет, - Ниямы. Яма - это то, чего не стоит делать, а Нияма - то, что следует делать. Помимо этого, Нияма как бы подводит человека к укреплению тела. Если Яма это гармонизация мыслей, то Нияма уже включает в себя не только работу над мыслями, но и работу над телом и самообразование. Практика Нияма призвана очищать тела человека: физическое, астральное, эфирное, ментальное, буддхическое - составляющие части того, кто встал на путь личной духовной эволюции.

Нияма представляет собой пять основных принципов:

  • Sauca — принцип чистоты - чистоты сердца, чистоты ума и чистоты физического тела, которое очищается через Шаткрии (Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати - 6 действий очищения, которые нужно выполнять) и через чистую пищу. Пищу следует есть, сознавая, что каждый кусок, каждый глоток дает силу служить Богу. Тогда пища становится чистой. Место духовной практики так же должно быть чистым. Трудно заниматься в чужой стране, вдали от родины, в лесу, в людном городе или там, где шумно. Надо выбрать такое место, где легко достать пищу, где нет насекомых, защищенное от игры стихий и с красивым окружающим видом. Берег озера или реки или морской берег - идеальное место. Такие идеальные, тихие места трудно найти в наше время, но уголок для занятий можно устроить и у себя в комнате, лишь бы он был чистым, сухим, свободным от насекомых и хорошо проветривался.

  • Santosa — очищение астрального тела, через поддержание оптимизма, положительного эмоционального фона.

  • Tapas — очищение эфирного тела, прокачка каналов и перераспределение энергии в поле. Тапас означает пламенное стремление достичь определенной цели в жизни при любых обстоятельствах. Оно предполагает очищение, самодисциплину и аскетизм. Всю науку воспитания характера можно рассматривать как практику тапаса. Есть три типа тапаса. Он может относиться к телу (каика), к речи (вачика) или к уму (манасика). Воздержание (брахмачарья) и ненасилие (ахимса) относятся к тапасу тела. К тапасу речи относится выбор необидных слов, прославление Бога, привычка говорить только правду, не считаясь с последствиями для себя, и не говорить дурного о других. Культивация установки, при которой человек сохраняет спокойствие и уравновешенность в радости и печали и не утрачивает самоконтроля, - это тапас ума.

  • Svadhyaya — очищение ментального тела через изучение научной литературы и формирование культуры мышления. Чтобы жизнь была здоровой, счастливой и мирной, необходимо регулярно изучать священную литературу, находясь в чистом месте. Это изучение священных книг мира дает возможность сосредоточиться на сложных проблемах жизни и разрешать их, когда они возникают. Это положит конец невежеству и принесет знания. У невежества нет начала, но оно имеет конец. У знаний есть начало, но нет конца. Человек, занимающийся свадхьяей, читает собственную книгу жизни, и в то же время пишет ее, и исправляет. В его взглядах на жизнь происходит изменение. Он начинает сознавать, что все творения предназначены скорее для бхакти (обожания), чем для бхоги (наслаждения), что все они божественны, что божественность есть и в нем самом и что им движет та же энергия, которая движет всей Вселенной.

  • Isvara-pranidhana — очищение буддхического тела через открытость миру и направленность на саморазвитие, через постоянное чувство присутствия высшей мудрости и высшей силы в жизни. Пытаться практиковать бхакти, не освободив ум от желаний, - это все равно что пытаться разжечь костер из сырых дров.


Семь дополнительных принципов (добавленные уже в средневековье):

  • Saumanasya — принцип Благожелательности.

  • Man-dhatar — принцип Вдумчивости.

  • Niraga — принцип Бесстрастности.

  • Avasa — принцип Независимости.

  • Mantra-vid — принцип Знания мантр (заклинаний).

  • Damsanavant — принцип Обладания необыкновенной силой.

  • Nispratidvamdva — принцип Неимения противников.

Утвердившись в первых двух ступенях йоги - Ямы и Ниямы, продолжая выполнять эти практики, можно переходить к укреплению физического тела путем практики АСАН. Асаны являются третьей ступенью йоги. Об этом позже.


_____________________________________________________________


Список литературы для двух последних постов "Молодость: яма или не яма?" и "Вторая ступень - Нияма":

  1. Википедия
  2. Вадим Финн. практический курс Высшей Йоги. Лекция первая. Яма-Нияма.

  3. Б.К.С. Айенгар. Йога Дипика. Прояснение Йоги.

  4. Свами Криянанда. Медитация для начинающих.

  5. Бхагаватгита.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...