Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире. (Бердяев)
Со смертью мы сталкиваемся постоянно, я бы даже сказала, что она очень органично вписана в течение жизни. Мы срываем прекрасный цветок, чтобы поставить его в вазу и любоваться его красотой дома, и нас не заботит его смерть, более того мы даже не задумываемся о ней. Кроме того, все формы жизни поглощают другие, чтобы питаться, и уже поэтому приносят друг другу смерть. Болезни, аварии, катаклизмы заставляют человека формировать свое отношение к смерти. То есть тот факт, что все живущее смертно, ставит перед человеком задачу осознания диалектики жизни и смерти, то есть единства и борьбы этих противоположностей.
Отношение человека к феномену смерти — это либо страх перед абсолютным небытием, либо вера в продолжение жизни после смерти тела. В этом эссе мы рассмотрим некоторые из широкоизвестных науке и философии направлений изучения феномена смерти. Прежде всего, рассмотрим, что такое смерть с научной точки зрения.
Как это ни парадоксально звучит, но даже с точки зрения медицины между жизнью и смертью нет столь четкого перехода, как это иногда представляется. Что может служить критерием наступившей смерти? Долгое время смертью считалось прекращение трех биений жизни (работы сердца, дыхания и кровообращения). Но наука не стоит на месте и сегодня работу сердца и легких можно поддерживать с помощью аппаратуры. Состояние, которое может быть обратимо благодаря усилиям врачей стали называть "клинической смертью". Биологическая же смерть — это смерть коры головного мозга. Здесь мы видим, как научное определение смерти приобретает метафизический оттенок, поскольку кора головного мозга является анатомическим субстратом сознания – именно благодаря коре, мы и являемся людьми, т.е. обладаем сознанием, способны мыслить, общаться, ставить себе задачи. [1]
Нельзя не вспомнить кота Шредингера, который одновременно и жив, и мертв. То есть гипотетически, согласно квантовой физике, мы все и живы, и мертвы одновременно, одно из двух состояний определяется с появлением наблюдателя. Согласно другой интерпретации какое-то конкретное состояние можно признать лишь тогда, когда все люди о нем узнают. Пока есть хоть кто-то, кто не знает, что некто жив, возможно утверждение, что он мертв.[2]
Отношение к жизни и смерти обуславливается культурной и религиозной принадлежностью человека. В таких традициях как гностицизм и буддизм жизнь в физическом мире — это тьма, источник страданий и невежества, и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо смерть есть лишь дверь, через которую он проходит к следующей жизни на Земле, после краткого отдыха.
Христианская антропология рассматривает человека, прежде всего, как явление духовного порядка, "загадочного пришельца", предназначенного к уходу в другой мир. Православная антропология основываясь, прежде всего, на догмате искупления рода человеческого воплотившимся Богочеловеком Иисусом Христом. Христос своею крестною смертью снял с рода человеческого тяготевший над ним первородный грех. Для христиан понятие смерти не исчерпывается возвращением в прах. После смерти душа человека обретает жизнь вечную в раю или мучения в аду. Так же и в традиции ислама.
В своей книге С. Гроф пишет: «Путь души после смерти к желанной цели чреват опасностями и испытаниями различного типа. Для его благополучного завершения необходимо знание картографии и законов иного мира. Поэтому многие из культур выработали сложные обряды, знакомящие человека с опытом смерти. Во все времена в различных культурах существовали ритуалы, в ходе которых люди испытывали мощное переживание смерти в символической форме». [3]. С. Гроф подчеркивает, что общей чертой таких ритуалов является изначальная двусмысленность отношения живых к мертвым и вера в загробную жизнь. Одни обряды направлены на облегчение и ускорение процесса перехода умерших в мир духов, другие - установление связи между живыми и мертвыми с целью обеспечить свою безопасность и получить покровительство, третьи - могут быть одновременно интерпретированы и как помогающие мертвым в их посмертных путешествиях, и как мешающие им вернуться.
В более ранние «языческие» времена у различных народов существовала вера в загробную жизнь. Тема жизни после смерти занимала главное место в дреевнеегипетских поверьях. Египтяне начинали готовиться к смерти еще в юности, подготавливали гробницы, заполняли их необходимыми для загробной жизни вещами, даже тела их должны были выглядеть наилучшим образом. В нашем понимании жизни и смерти не существовало. Смерть — это не конец, а лишь новое начало. Это возрождение, продолжение существования бессмертной души человека в мире ином, продолжение ее странствия через вечность. Египтяне не боялись смерти. Для них это был «счастливый миг» освобождения от земных страданий. Мы видим, что еще во времена Древнего Египта человек пытался элиминировать конечность бытия, создавая культ загробной жизни. [4]
Интересно, что то же самое явление наблюдается в современном обществе, в котором, как сказал Ницше «Бог умер», но, благодаря достижениям науки, преобретает другую форму. Основными формами достижения бессмертия в современном мире являются в обозримой перспективе следующие формы: медикаментозное продление жизни, клонирование, замораживание, человек-киборг, виртуальная жизнь — перенос человеческой личности в компьютерные сети. Общество ведет себя так, будто смерть может быть и должна быть уничтожена. Таким образом, не смерть или отношение к возможной смерти господствуют в сознании общества и индивида, а отношение к возможному бессмертию становится реальностью в повседневной жизни развитых стран. Достижения современной медицины позвляют продлевать жизнь с помощью пересадки органов. Крионика, нанотехнологии с каждым днем все больше проникают в повседневную жизнь современного общества. Набирают силу исследования биологических процессов старения и, соответственно, технологий омоложения; исследования в области клонирования выходят на свет из закрытых лабораторий и институтов. Появился и новый эликсир бессмертия – «стволовые клетки» и новые мифы о чудодейственных результатах лечения препаратами, изготовленных на основе тканей человеческих эмбрионов, полученных в результате абортов.
Теперь не умирание и достойная смерть другого человека занимает сознание современного человека, а возможность сделать собственный шаг к потенциальному бессмертию. Тем не менее, именно понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого личного бытия способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни. Сознание неповторимости каждого ее мгновения, неуничтожимости, а в ряде случаев и непоправимости совершенных проступков способно прояснить человеку меру ответственности за свои дела.
Тем не менее, последнее утверждение не всегда является истинным. На мой взгляд, в современном обществе наметилась еще одна тенденция — формирование культа самоубийств. В российском интернете можно обнаружить большое количество сайтов и форумов, посвященных самоубийствам. Как выяснил корреспондент РИА Новости, на некоторых из них количество участников достигает 2 тысяч человек. Организаторы таких сайтов предлагают открыто и "в корректной форме" обсуждать проблемы смерти и самоубийств, полагая, что это "поможет кого-нибудь удержать от рокового шага". С другой стороны, на этих форумах в подробностях описаны разные способы покончить жизнь самоубийством: от отравления белой поганкой до поражения электрическим током. Причем авторы статей в интернете при совершении самоубийств рекомендуют пользоваться сводными таблицами, в которых рассчитана длина веревки для повешения, сила тока и принципы получения отравляющего вещества из доступных в аптеках лекарств. Кроме того, на сайтах даются рекомендации по самому безболезненному и быстрому уходу из жизни.
Самоубийцами люди становятся по разным причинам: кто-то решает свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви, кто-то - из-за потери близкого человека, кто-то просто не видит смысла в своем дальнейшем существовании, ну а кто-то из суицидальников просто страдает от психических расстройств и совершает суицид, просто не отдавая отчета в своих действиях. Примечательно, что название клубов самоубийц в российском интернете похожи: «Одиночки», Одиночество», «Клуб лишних людей».
Организация современного общества такова, что здесь личность одинока; особенно велико ее одиночество в крупных городах. Общность верований, обычаев, нравов, интересов – исчезла. Каждый член имеет свои интересы, далеко не совпадающие с интересами других. Религиозные связи, некогда скреплявшие всех членов, стали слабыми или совсем исчезли. Вера в занебесное вознаграждение пала, а тем самым исчезла одна из причин, заставляющих бодро переносить страдания и бедствия. Разделение общества на группы вызвало и разделение интересов. Интересы личности уже не совпадают с интересами общества, а раз это так, то вполне понятно, что исчез одни из мотивов переносить трудную жизнь. К чему страдать – когда эти страдания не служат интересам общества и когда они невыносимы для самой личности? Нет никакого смысла жить ради страдания. Большинство нитей, связывавших одно «я» с другими, ослабло, боги исчезли, и люди осиротели. Человек остался один. «Люди на земле одни – вот беда!» писал Достоевский про наше время. [5] Мотив здесь — прекращение страданий. Не всех потенциальных самоубийц интересует, что будет после смерти. Но для многих из них смерть есть вожделенное избавление от страданий, долгожданный отдых. Страха перед смертью нет, есть страх перед жизнью в ужасающей реальности.
Э. Кюблер-Росс, танатолог, в результате наблюдений за смертельно больными людьми выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий.
1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов.
2. Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.
3. На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.
4. Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий человек сожалеет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти и расставании с родными и близкими.
5. На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки [6].
Но не все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий.
Американский врач Р. Моуди указывает, что пережитый опыт умирания (люди, побывавшие в состоянии клинической смерти и выведенные из него) производит, как правило, умиротворяющее воздействие. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->перестают бояться смерти;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->производят переоценку основных представлений;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->изменяют образ жизни. [7]
У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.
Таким образом, поскольку по мере развития цивилизации мышление менялось, то и нравственные аспекты отношения к смерти перестраивались и обновлялись. Однако одно остается неизменным — стремление человека элиминировать смерть или нивелировать в своем сознании страх перед ней. В случае если смерть представляется окончанием, потерей всего, темной неизвестностью, абсолютным небытием, то человек стремится к биологическому бессмертию. В другом случае смерть отрицается как конец, но определяется как промежуточный этап или переход в другую форму жизни: переселение в «страну мертвых», отделение бессмертной души от смертного тела и приобщение ее к бытию божественного универсума или переход к загробному личному существованию.
Список использованной литературы
[1] Евдокас Т. Смерть — великая иллюзия. — М. : ИГ "Весь", 2010 г.
[2] Севальников А.Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. – М.: ИФ РАН, 2003.
[3] Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
[4] Лобок, А.М. Антропология мифа.: Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997,
[5] Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. – 2003. - № 2.
[6] Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. - М., 1993
[7] Моуди Р. Жизнь после жизни. По ту сторону смерти. - М., 1994.
Комментариев нет:
Отправить комментарий